Декоративно-прикладне та образотворче мистецтво

Посвята часові: Ніна Вербук : живопис, графіка : [альбом] / Харк . міськрада, Харк . худож . музей, Харк . орг. Нац. спілки художників України ; [ред. упоряд . О. Денисенко]. –– Х. : [Б.в .], 2009. –– 90 с.
Альбом«Посвята часові»відомої української мисткині НіниВербукта виставка живопису і графіки у Харківському художньому музеї–справжній подарунок нашому місту до 355-річчя заснування, а шанувальникам прекрасного–ще одна можливість зустрічі із творчістю яскравої і самобутньої майстрині.
Так сталося, що за підтримки Харківської міської ради це вже друге видання, присвячене Творчості Н.Вербук–лауреата премій міськвиконкому (2001), номінантки Книги рекордів Харкова за кількістю виставок, корінної харків’янки, що відзначає цього року 30-річчя творчої діяльності. Сподіваємося, що ошатне, яскраве видання буде гідно поціноване і фахівцями, і шанувальниками прекрасного.


Чегусова, Зоя Анатоліївна. Людмила Жоголь: чарівниця художнього текстилю / З. А. Чегусова, Т. В. Кара-Васильєва, Т. О. Придатко. –– К. : Либідь, 2008. –– 263 с.
Книгу присвячено народному художнику України, академіку Української академії архітектури Людмилі Євгенівні Жоголь, яка уславилась як видатний майстер художнього текстилю, зокрема гобелена. Саме вона першою в Україні ввела гобелен і декоративні тканини в громадські інтер’єри, надавши їм національного колориту, її творчість розвиває традиції класичного гобелена, надихається перлинами народного мистецтва, є невід’ємною й вагомою часткою національної культури України.
Призначена для мистецтвознавців, працівників музеїв, студентів та учнів творчих навчальних закладів, широкого кола шанувальників мистецтва.

Захарчук-Чугай, Раїса Володимирівна. Українське народне декоративне мистецтво : навч. посібник / Р. В. Захарчук-Чугай, Є. А. Антонович. –– К. : Знання, 2012. –– 342 с. –– Дод. Укр. музеї в діаспорі: с. 341-342.
Чи знаєте ви історію українського народного декоративного мистецтва? Звідки пішли його витоки і в чому виявляється його самобутність? Які особливості розвитку українського народного мистецтва за кордоном? На ці та інші запитання дасть відповідь запропонований навчальний посібник. У ньому також проаналізовано основні вироби народного декоративного мистецтва (художні тканини, килими, одяг, вишивку, в’язання тощо) як невід’ємної складової національної духовно-мистецької культури українського народу. Окремий розділ присвячено народному декоративному мистецтву Українського Полісся–одного з найунікальніших регіонів слов’янського світу. Подано відомості про народне мистецтво українців у близькому й далекому зарубіжжі.
Для студентів і викладачів мистецьких, педагогічних, гуманітарних факультетів ВНЗ, учнів художніх педагогічних училищ, професійно-технічних навчальних закладів художнього профілю. Посібник може бути корисним для викладачів і учнів коледжів, ліцеїв, гімназій, шкіл, керівників мистецьких студій і гуртків, музейних працівників, організаторів туристичної діяльності, а також усіх, хто цікавиться українським народним декоративним мистецтвом.

Рибалко, Світлана Борисівна. Традиційне вбрання в семантичному просторі японської культури : монографія / С. Б. Рибалко ; М-во культури і туризму України, Харк.держ.акад.культури.––Х. : ХДАК, 2013.––299 с.
Монографія є першим у вітчизняній науці осмисленням традиційного японського вбрання. Японський костюмний комплекс аналізується у всьому розмаїтті його інтертекстуальних зв’язків, що разом складають уявлення про синкретичність досліджуваного явища, про його функціонування в якості моделі національної культури в сучасному суспільстві.
Для науковців, культурологів, фахівців у сфері мистецтва, викладачів, аспірантів і студентів гуманітарних факультетів вищих навчальних закладів.
Кіномистецтво. Телебачення

Зубавіна, Ірина Борисівна. Кінематограф незалежної України: тенденції, фільми. постаті : [монографія] / Ірина Зубавіна ; Акад. мистецтв України, Ін-т проблем сучас. мистецтва. –– К. : Фенікс, 2007. –– 295 с.
Кінознавець і культуролог Ірина Зубавіна присвятила своє дослідження кінопроцесу в Україні кінцяXX– початкуXXIст. Наукові розвідки провідних тенденцій і аналіз окремих фільмів поєднано з розкриттям особливостей творчих лабораторій кіномитців. Системність підходу, оригінальність авторських міркувань та інтерпретаційних версій роблять книгу цікавою не тільки для кінофахівців, а й для широкого кола читачів. Монографія буде корисною і як навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів гуманітарного профілю.

Капелюшний, Анатолій Олексійович. Телебачення прямого ефіру: практика мовлення, типові помилки : навч. посібник / А. О. Капелюшний ; М-во освіти і науки України, Львів. нац. ун-т ім. І. Франка, Фак. журналістики. –– Львів : ПАІС, 2011. –– 398 с.
У посібнику висвітлено специфіку праці журналістів у прямому ефірі. Книга, зокрема, охоплює особливості стилістичного використання в мовленні працівників телебачення лексичних і фразеологічних, морфологічних, синтаксичних засобів, подано рекомендації для глибшого засвоєння норм акцентології. Структурою посібника передбачено також інші матеріали з кожної теми. Подано питання для самоперевірки, завдання, виконання яких сприятиме глибшому засвоєнню теми, а також тести. Наведено типові помилки у використанні мовностилістичних засобів. Наголос у посібнику зроблено на самостійній роботі студентів і на самоперевірці засвоєння різних тем. Тому наприкінці книги подано правильні відповіді на тестові завдання.
Навчальний посібник призначено насамперед для студентів факультету журналістики, але ним можуть також скористатися й журналісти-практики, всі, хто прагне вдосконалити свої знання з української мови.

Курінна, Ганна Вікторівна. Сценарна майстерність на телебаченні. Теледраматургія : навч. посібник / Г. В. Курінна ; М-во культури України, Харк. держ. акад. культури. –– Х. : ХДАК, 2013. –– 188 с.
Навчальний посібник «Сценарна майстерність на телебаченні. Теледраматургія» побудований згідно з вимогами кредитно-модульної системи та є неодмінною умовою підвищення професійної майстерності майбутніх працівників телебачення.
Навчальний посібник охоплює змістовий розділ «Сценарна майстерність на телебаченні. Теледраматургія» курсу «Сценарна майстерність в екранному мистецтві».
Посібник має сприяти оволодінню навичками створення літературної основи майбутніх видовищ – сценаріїв екранних творів різноманітних жанрів, засвоєнню специфічної професійної термінології, вивченню теледраматургії.
Зміст розділу поєднує теоретичні положення й практичні завдання, що сприяє вдосконаленню навичок зі створення сценарного твору.
Розрахований на студентів вищих навчальних закладів культури і мистецтва, сценаристів-початківців, працівників телебачення.

Сикорук, Леонид Леонидович. Практика операторского мастерства. Киноосвещение . Кинокомпозиция : учеб. пособие / Л. Л. Сикорук ; М-во образования и науки Р ос. Федерации, Новосиб . гос . техн . ун-т. –– Новосибирск : НГТУ, 2012. –– 270 с.
В книге рассматриваются актуальные вопросы кинооператорского творчества, в частности композиции и освещения кадра, технологии и режиссуры документальных съемок, представлен новый взгляд на архитектонику кинокомпозиции в свете последних исследований в области психофизиологии зрения, даны полезные советы начинающим кино- и теледокументалистам.
Книга адресована прежде всего студентам-кинооператорам, начинающим кинематографистам, руководителям детских и молодежных видеостудий, наиболее активнымлюбителям-одиночкам.
Музичне мистецтво

Булучевский, Юрий Степанович. Краткий музыкальный словарь / Ю. Булучевский , В. Фомин. –– М. : Музыка, 2010. –– 460 с.
Словарь включает в себя имена музыкантов–исполнителей на разных инструментах, дирижеров, певцов, музыкальных критиков, музыковедов–и огромное число терминов и понятий, относящихся к разным областям музыкальной культуры, теории и истории музыки.

Вакульчук, Ольга Анатоліївна. Інструментальна музика в українських нотних виданнях 1923-1934 років : [монографія] / Ольга Вакульчук ; Нац. акад. наук України, Нац. б-ка України ім. В. І. Вернадського. –– К. : НБУВ, 2011. –– 217 с. –– (З історії музичної спадщини України).
У монографії «Інструментальна музика в українських нотних виданнях 1923-1934 років» розглянуто більш як десятирічний період в історії вітчизняної музичної культури у бібліографічному аспекті: з’ясовано, чи відбиває друкована нотна продукція стан тогочасної композиторської творчості, визначено характер впливу історичних обставин на розвиток нотовидавничої діяльності, висвітлено особливості функціонування нотних видань на тлі суспільно-політичної та соціокультурної ситуації.
Видання призначене для дослідників української культури, мистецтвознавців, музикознавців, музикантів виконавців, педагогів, істориків, етнографів, фольклористів, бібліографів, бібліотекознавців, працівників музеїв, нотних видавництв.

Глубоковский, Матвей Никанорович. Гигиена голоса : для артистов, учителей, любителей пения, ораторов и проповедников / М. Н. Глубоковский. –– Изд. второе. –– М. : Либроком, 2012. –– 123 с. –– (Музыка: искусство, наука, мастерство).
Предлагаемая читателю книга, написанная журналистом, издателем, врачом М.Н.Глубоковским (1857-1903), посвящена гигиене голоса и предназначена всем, кто использует голос в качестве инструмента. В книге излагается механизм образования голоса, рассматривается путь воздуха при дыхании, устройство органов дыхания; описываются два главных регистра человеческого голоса – головной и грудной, освещается понятие тембра, объясняется отличие речи от пения. Рассматриваются пороки речи, такие как заикание, косноязычие, картавость и т. д., и болезни органов голоса. Излагаются особенности дыхания артистов и певцов, освещается важность положения тела при пении, необходимость правильной одежды, а также соблюдения диеты, отказа от табака и спиртного. Отдельное внимание уделено развитию голоса у ораторов и проповедников; представлены правила для ораторов и проповедников, касающиеся произношения, выговора, а также осанки, мимики и жестикуляции.
Написанная более века назад (первое издание вышло в 1889г.), книга и сегодня будет полезна профессиональным артистам и певцам, ораторам, преподавателям, студентам музыкальных и театральных факультетов вузов.

Грум-Гржимайло, Тамара Николаевна. Владимир Крайнев: Творческий портрет / Т. Грум-Гржимайло . –– М. : Музыка, 2004. –– 45 с. : ил. –– (Мастера исполнительского искусства).
Популярный очерк о творческом пути одного из ведущих российских пианистов – ученике Г. Г. и С. Г. Нейгаузов, лауреате многих международных конкурсов музыкантов-исполнителей, народном артисте СССР, лауреате Государственных премий СССР и России.
Рассчитанна музыкантов и широкие круги любителей музыки.

Гуляницкая, Наталия Сергеевна. Методы науки о музыке / Н. С. Гуляницкая . –– М. : Музыка, 2009. –– 255 с. –– Г. Гуляницкая . Наука о церковно-русском пении.
В монографии Н. С. Гуляницкой , доктора искусствоведения, профессора, поднята проблема методологии музыкознания. Автор, имея большой опыт работы в Российской Академии музыки имени Гнесиных , на практике ощутил необходимость пополнить представления в области науковедения .
Современная гуманитарная наука, пройдя извилистый путь развития, в XXвеке обогатилась рядом новых методов, применяемых в философии, эстетике, литературоведении, языкознании и др. Музыкознание, имеющее свой специфический объект и предмет, не только впитало многие современные методологические идеи, но предложило свои подходы. Взаимодействие их–задача большинства современных исследований, в каких бы жанрах они не проводились.
В книге использован подход от общего к частному, от известных положений в области герменевтики, семиологии, системного, структурного и компаративного анализов – к музыкальным «событиям», конкретным «музыкальным фактам». (Отсюда и сочетание вербального и нотного текстов).
Для музыковедов и всех интересующихся данной проблемой.

Дубравская, Татьяна Наумовна. Полифония: прогр.- конспект : учеб. пособие / Т.Н.Дубравская; Моск . гос . консерватория им. П.И.Чайковського, Каф. теории музыки.––М. : Музыка, 2007.––143 с.
Основываясь на своем многолетнем опыте преподавания полифонии, автор – профессор кафедры теории музыки Московской консерватории – представляет в Программе-конспекте полный курс полифонии в различных его аспектах – историческом, теоретическом, практическом. Каждая тема включает разнообразные методически обоснованные формы изучения и проработки материала: чтение рекомендуемой литературы, анализ музыкальных произведений, а также практические творческие задания – сочинение соответствующих полифонических форм. В Приложении помещен примерный почасовой учебный план курса, сформулированы зачетно-экзаменационные требования.
Предназначено для преподавателей музыкальных вузов и студентов, изучающих полифонию.

История русской музыки / [сост., подготовка текста, биограф. с т., примеч. и коммент . Т. Бахмета ]. –– Иллюстр . изд. –– М. : Эксмо , 2012. –– 701 с. –– (Российская императорская библиотека).
Русская музыка имеет тысячелетнюю историю. Ее истоки – там же, где зарождалось самосознание нашего народа, где проявился первый духовный опыт славянских племен, где начиналась русская государственность.
Нотный стан русской музыки словно отразил смену светлых и темных полос отечественной истории, эпох упадка и подъема. Важнейшей точкой отсчета, с которой начался стремительный взлет отечественной музыки, стала Петровская эпоха – начало Российской империи.
«История русской музыки» – это драгоценная сокровищница и своего рода летопись развития музыкального искусства в нашем Отечестве. Раскрыв эту книгу, вы окунетесь в наполненный волнующими звуками мир грозных древних плясок, смиренных церковных песнопений, театральных представлений XVIII века и музыкальных триумфов великих русских композиторов XIX-XX веков: от Глинки и Чайковского до Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича.

Карась, Ганна Василівна. Музична культура української діаспори у світовому часопросторі ХХ століття : монографія / Ганна Карась. –– Івано-Франківськ : Тіповіт , 2012. –– 1162 с.
У монографії на основі багатої джерельної бази викладено результати комплексного дослідження музичної культури української діаспори у світовому часопросторіXXстоліття, відтворено та досліджено процес її становлення, розвитку та особливості в різних країнах світу. Дослідниця здійснила реконструкцію більш як столітнього музичного життя українців за кордоном. У книзі висвітлено маловідомі в Україні сторінки життя і творчості багатьох діячів української музичної культури діаспори. Авторка розробляє один з найбільш пріоритетних та перспективних у галузі гуманітарних досліджень нових напрямків нашої науки – українське музичне діаспорознавство(Ucrainica musica diasporiana ).
Видання розраховане на науковців, аспірантів, студентів, а також усіх, хто цікавиться історією української музичної культури за кордоном.

Кокорева, Людмила Михайловна. Михаил Плетнев: творческий портрет / Л.Кокорева. ––М. : Музыка, 2010. –– 48 с. –– (Мастера исполнительского искусства). –– Библиогр .: с. 48.
Это рассказ о жизни и творчестве выдающегося музыканта.
Книга адресована как профессионалам, так и широкому кругу читателей.

Копчевский, Николай Александрович. Клавирная музыка : вопросы исполнения / Н. А. Копчевский . –– М. : Музыка, 2011. –– 95 с . –– (Библиотека музыканта-педагога).
В книге содержатся сведения об инструментах, их звучании, приемах звукоизвлечения . Рассматриваются проблемы темпа, ритма, динамики, аппликатуры. Специальные разделы посвящены новаторскому характеру аппликатуры И. С. Баха, а также переосмыслению приемов клавирной аппликатуры в фортепианном искусстве. Эта книга поможет стилистически верно исполнять старинную музыку на современном фортепиано.
Для студентов средних и высших учебных заведений, а также для исполнителей старинной музыки.

Мацієвський, Ігор Володимирович. Музичні інструменти гуцулів / Ігор Мацієвський. –– Вінниця : Нова Книга, 2012. –– 463 с.
Культура гуцульського краю в цій книзі розглядається в аспекті її інструментарію, способу його виготовлення, побутування інструментальної музики, етномузичного мислення.
Для науковців розмаїтих профілів і найширшого кола митців, композиторів, виконавців, художників, діячів театру, кіно, журналістів, педагогів, студентів мистецьких, гуманітарних спеціальностей та усіх, хто любить Гуцульщину, Карпати, традиційну культуру й мистецтво гуцулів.

Мусин, Илья Александрович. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин. –– М. : Музыка, 2011. –– 231 с.
Автор книги – выдающийся дирижер-исполнитель и педагог, один из основателей отечественной дирижерской школы, воспитавший блестящую плеяду дирижеров с мировым именем, среди которых В. Гергиев , Ю. Темир-канов , В. Синайский , О. Димитриади и многие другие. Многолетний исполнительский и педагогический опыт позволил автору глубоко и всесторонне раскрыть специфику одного из самых сложных видов музыкального исполнительства – искусства дирижирования .
Предназначено для широкого круга дирижеров – концертирующих исполнителей, педагогов, а также начинающих обучаться этому сложному виду искусства.

Холопова, Валентина Николаевна. Владимир Спиваков: творческий портрет / В.Холопова. ––М. : Музика , 2011.––47 с.––(Мастера исполнительского искусства).
В книге профессора Московской консерватории В. Холоповой представлен творческий портрет одного из выдающихся музыкантов нашего времени В. Спивакова – скрипача, дирижера, музыкального деятеля. На основе многочисленных высказываний Спивакова и о Спивакове раскрывается его отношение к музыке, России, слушателям, детям.
Издание адресовано как профессионалам, так и широкому кругу читателей.

Карягина, Ариадна Владимировна. Джазовий вокал : практ . пособие / АриаднаКарягина. –– Изд. второе, стер. –– СПб. : Лань ; М. ; Краснодар : Планета музыки, 2011. –– 46 с. + CD.
Пособие предназначено для тех, кто только начинает осваивать приемы джазовой стилистики и хочет расширить свои исполнительские возможности, включив в свой репертуар джазовые стандарты.
Прочитав книгу и прослушав прилагаемый аудиодиск, вы узнаете, из чего складывается репертуар джазового исполнителя, освоите некоторые приемы исполнения и закономерности интерпретации джазового стандарта, познакомитесь с некоторыми упражнениями из методики постановки, развития и коррекции певческого голоса «Возвращение к голосу» А. Карягиной.
Пособие адресовано вокалистам и педагогам эстрадного пения.
Это первое пособие по джазовому вокалу на русском языке.
Театральне мистецтво

Єрмакова, Наталя Петрівна. Березільська культура: історія, досвід : [монографія] / Наталя Єрмакова ; Нац. акад. мистецтв України, Ін-т проблем сучас. мистецтва. –– К. : Фенікс, 2012. –– 511 с.
Монографію присвячено березільській культурі, яка постала в процесі реформування українського театру Лесем Курбасом (1887-1937). Вперше у вітчизняному театрознавстві феномен цієї культури розглядається в своїй унікальній цілісності і вражаючому структурному розмаїтті на тлі бурхливого мистецького процесу кінця 1910 — початку 1930-х роківXXстоліття. У книзі відтворена творча практика Молодого театру (1917-1919), Кийдрамте (1920-1921), Мистецького Об’єднання «Березіль» (1922-1926), театру «Березіль» (1926-1933). Особливу увагу приділено аналізу першої української режисерської школи та професійному становленню таких режисерів як Ф. Лопатинський, Б. Тягно, Г. Ігнатович, В.Василько, Я.Бортник, Л.Дубовик, В. Скляренко, Б.Балабан, К.Діхтяренко та ін. Проаналізовано всі вистави цієї режисерської генерації та вистави Л. Курбаса в контексті програмних цілей березільської сценічної культури актуальної до сьогодні.
Книга розрахована на практиків, теоретиків театру, студентів профільних творчих ВУЗів, а також усіх тих, хто цікавиться історією української авангардної культури.

Авангард и театр 1910-1920-х годов / Рос. акад. наук, Гос . ин-т искусствознания ; [редкол .: Н. Б. Автономова и др.]. –– М. : Наука, 2008. –– 687 с. –– (Искусство авангарда 1910-1920-х годов).
В фокусе внимания сборника – авангардные идеи 1910-1920-х годов и их преломления в театре, что позволяет рассмотреть не только специфически театральные проблемы, но и общие закономерности авангардных процессов: в определенном смысле театр был подлинной лабораторией авангарда, в которой испытывались и воплощались многие его теоретические стремления. Именно поэтому героями сборника оказались такие фигуры, как Ларионов, Шагал, Хлебников и др., чье творчество отнюдь не ограничивалось одной только сценой. С другой стороны, равноправные герои сборника – представители сугубо театрального цеха: Глаголин , Евреинов, Лесь Курбас , Б. Нижинская и др., искусство которых под воздействием авангардных идей претерпело принципиальные и решительные изменения. Широк круг рассматриваемых явлений: драматический театр, опера, балет, литературный театр и театр художника, равно как и взаимодействия всех этих видов театрального творчества.
Для искусствоведов и более широкого круга читателей.

Березкин, Виктор Иосифович. Искусство сценографии мирового театра. Т. 10. Сценографы России : Эдуард Кочергин, Игорь Попов, Олег Шейнцис / В. И. Березкин ; Гос .ин-тискусствознания.––М. : Красанд , 2011.––490 с.
Вниманию читателей предлагается книга, посвященная творчеству Эдуарда Кочергина, Игоря Попова и Олега Шейнциса , выходящая в рамках проекта «Сценографы России». Монографический блок о каждом мастере состоит из искусствоведческого «Очерка творчества» и Приложения, включающего в себя два раздела: «Говорит художник» и «О художнике говорят», а также списка основных спектаклей и библиографии. Представлен изобразительный ряд: в «Очерке творчества» – репродукции эскизов, рисунков, макетов; плюс отдельно подборка фотографий художника в разные годы жизни.
Настоящее издание продолжает серию «Искусство сценографии мирового театра», открытую в 1997 году книгой «От истоков до серединыXXвека» и представляющую собой многотомный фундаментальный труд автора.
Книга рассчитана на художников, режиссеров, студентов театральных институтов и всех, кто интересуется искусством сценографии.

Березкин, Виктор Иосифович. Искусство сценографии мирового театра. Т. 1. От истоков до середины ХХ века / В. И. Березкин. –– Изд. второе, испр . –– М. : ЛКИ, 2011. –– 532 с. –– Имен. у каз. театр. художников и режиссеров: с. 520-524.
Вниманию читателей предлагается первый том исследования исторической типологии искусства сценографии мирового театра на основе разработанной автором концепции смены систем оформления спектаклей. Он включает в себя две книги. В книге первой рассмотрены предсценография ритуально-обрядового предтеатра , игровая сценография античного, восточного и европейского (средневекового, ренессансного) театров, а также декорационное искусство Нового времени. В книге второй анализируется процесс зарождения в первой половине XX века новой системы – действенной сценографии, а также Театра художника как особого вида сценического творчества.
Книга рассчитана на художников, режиссеров, студентов театральных институтов и всех, кто интересуется искусством сценографии.

Березкин, Виктор Иосифович. Искусство сценографии мирового театра. Т.12. Сценографы России в контексте истории и современной практики мирового театра / В.И.Березкин ; Гос . ин-т искусствознания.––М. : Красанд , 2011.––654 с.
Вниманию читателей предлагается заключительная книга проекта «Сценографы России», в которой рассматриваются вопросы истории, теории, исторической типологии, а также вопросы современной художественной практики искусства сценографии в целом. Только в этом широком контексте может быть понято значение творчества мастеров, о которых шла речь в предыдущих книгах. В статьях, включенных в книгу, рассказывается о сути новой системы, об ее истоках, о закономерностях возникновения в процессе исторического развития театра, о формировании нового понимания задач искусства художника в структуре сценического синтеза, а также о современных сценографических исканиях отечественных мастеров и их зарубежных коллег.
Настоящее издание продолжает серию «Искусство сценографии мирового театра», открытую в 1997 году книгой «От истоков до середины XX века» и представляющую собой многотомный фундаментальный труд автора.
Книга рассчитана на художников, режиссеров, студентов театральных институтов и всех, кто интересуется искусством сценографии.

Веселовська, Ганна Іванівна. Український театральний авангард / Ганна Веселовська ; Нац. акад. мистецтв України, Ін-т проблем сучас . мистецтва. –– К. : Фенікс, 2010. –– 367 с.
Монографію присвячено дослідженню українського театру 1920-х років, коли експеримент і пошук нових сценічних форм стали основною ознакою творення театрального мистецтва. Відтворюючи тогочасний суспільно-політичний і культурний контекст авторка представляє діяльність численних театральних колективів як з боку естетичного, так і соціально-етичного. На основі широкої джерельної бази, а саме архівних матеріалів, публікацій преси, мемуарних свідчень та наукових розвідок у монографії ретельно досліджуються реалії тогочасного театрального життя, вводиться у науковий обіг велика кількість нових фактів та імен. Зокрема увага дослідниці зосереджена на творчості українських режисерів-новаторів Марка Терещенка, Фауста Лопатинського , Гната Ігнатовича, Леся Курбаса та українському періоді діяльності Бориса Ґлаголіна й Ігоря Терентьєва. Зроблені у роботі фундаментальні узагальнення і висновки є принциповими для розуміння культурно-мистецьких процесів в Україні 1920-х років.

Всеобщаяистория театра / [отв . ред. М. Терешина ]. –– М. : ЭКСМО, 2012. –– 575 с. –– (Мировое наследие ).
У театра, возникшего из древних очистительных обрядов, особое место в искусстве, особые отношения с действительностью, особые счеты со временем. На протяжении тысячелетий театр, в отличие от многих важнейших искусств, не только отражает жизнь, но и преображает ее; не только воссоздает сны и явь, но и создает новые миры и мифы. «Театр–не зеркало, а увеличительное стекло» (В.Маяковский).
«Театр не может творить для будущих поколений,–он творит только для настоящего.
Театр всецело зависит от уровня понимания своей публики и служит в случае своего успеха точным указателем высоты этого уровня для своего времени...
Таким образом, главным творцом и художником в театре является зритель. Без утверждения его восторга ни один замысел поэта, ни одно воплощение актера, как бы гениально ни были они задуманы, не могут получить своего осуществления.
Это создает для художников театра совершенно иные условия работы, чем в других искусствах. Здесь не может ставиться цель опередить свое время. У них одна задача, и более трудная и более глубокая,–понять и научить основные струны души своего поколения настолько, чтобы играть на них, как на скрипке»,–писал тонкий знаток и ценитель театра великий поэт МаксимилианВолошин.
В этом издании представлены многочисленные взгляды на театральную историю всех времен и народов. Авторы и составители этой книги выступают зрителями, которые, заняв свои места в ложах, райке, на галерке, в первых рядах партера, за кулисами,–наблюдают за одной грандиозной пьесой, растянувшейся на века. А богатый иллюстративный материал создает настоящий эффект присутствия и обеспечивает три театральных единства: места, времени и действия.

Життя і творчість Леся Курбаса : в рецепції укр. театрознавства / [упоряд., наук. ред. Б. Козак]. –– Львів ; К. ; Х. : Літопис, 2012. –– 654 с.
«Життя і творчість Леся Курбаса» – книжка про творчий і життєвий шлях найвидатнішого українського режисера першої третиниXXст. Леся Курбаса. У книжці свідомо поєднано рецепції українських театрознавців старшого, середнього та молодого покоління для всебічного висвітлення особливої філософії театру Леся Курбаса в європейському просторі, творчу методу виховання актора й режисера в українському просторі.
Книжка може слугувати посібником для вивчення історії українського театруXXст., зокрема його авангардних пошуків. Як науково-популярне видання, вона зацікавить велике коло шанувальників театру, науковців, театрознавців, культурологів, студентів вищих гуманітарних навчальних закладів.

Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Как быть максимально естественным и убедительным. Телесная свобода, сценическое действие / Эльвира Сарабьян .––М. : АСТ, 2011.––221 с.
Выступая перед публикой, любой человек испытывает колоссальные психические перегрузки, которые проявляются в чувстве скованности и оцепенения. Как избавиться от зажимов, как обрести мышечную свободу и начать действовать свободно, вдохновенно, творчески? Ответ – в этой книге. Тренинг на освобождение мышц по системе Станиславского научит вас управлять своим телом и эмоциями, поможет избавиться от мышечного напряжения. Книга адресована преподавателям, студентам и абитуриентам творческих учебных заведений, а также всем тем, кому приходится часто выступать перед людьми.

Сарабьян, Эльвира.Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос. Максимальная достоверность и убедительность / Эльвира Сарабьян .––М. : АСТ, 2011.––160 с.
Как сделать голос полнозвучным, а речь – выразительной?Ответ на это дает настоящее пособие, которое представляет собой систему голосового и речевого тренинга, основанную на трудах К. С. Станиславского. С помощью предлагаемых упражнений вы научитесь правильно дышать, пользоваться голосовыми резонаторами, выработаете четкую дикцию и овладеете правильной подачей звука. Пособие адресовано студентам театральных училищ и вузов, а также всем, в чьей профессиональной деятельности речь играет важную роль: педагогам, юристам, психологам, руководителям.

Сарабьян, Эльвира. Актерский тренинг по системе Станиславского. Интеллект. Воображение. Эмоции. метод действительного развития / Эльвира Сарабьян .––М. : АСТ ; Владимир : ВКТ, 2011.––191 с.
По мнению Станиславского, ментальному и эмоциональному развитию актер должен уделять не меньше времени, чем развитию телесного и голосового аппарата. Многие актеры от природы обладают хорошей эмоциональностью. Но если она не подкреплена пониманием характера, анализом событий, логикой отношений, игра больше напоминает истерический припадок, ведь чувство не возникает само по себе, его появление напрямую зависит от тех впечатлений, событий, интересов, которыми человек живет в настоящем. А обработка этих впечатлений, событий и интересов – функция мысли.
В этой книге вы найдете более 80 упражнений, которые помогут вам развить интеллект, разбудить воображение и грамотно управлять эмоциями – все, что так ценил и прививал своим ученикам Константин Сергеевич Станиславский.
Книга будет полезна не только будущим актерам, но и всем, кто хочет реально повысить уровень своего интеллектуального и эмоционального развития.
Хореографічне мистецтво

Ершова, Ольга Викторовна. Методика преподавания латиноамериканских танцев в фитнес-клубе: курс лекций / О. В. Ершова, И. А. Прилепский ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. –– М. : МГУКИ, 2012. –– 127 с.
В издании раскрываются особенности методики преподавания латиноамериканских танцев в фитнес-клубе для средней возрастной категории: описывается понятийный аппарат музыкального и темпо-ритмического сопровождения урока латиноамериканских танцев в фитнес-клубе; предлагаются рекомендации по стилю и имиджу преподавателя (тренера), раскрываются различные аспекты процесса обучения.
Книга адресована студентам специализаций «Продюсирование и постановка пластико-хореографических программ» и «Продюсирование и постановка спортивно-бальных программ.